Самоходная электростанция ЭСУ1/ЭСУ1А Губинского машиностроительного завода
В 1962 году ВНИИТП разработал, а затем
его опытный завод построил узкоколейный путевой комбайн УПК-О.
В качестве агрегата энергоснабжения и передвижения этого механизма
была построена самоходная узкоколейная электростанция ЭСУ-О
(электростанция узкоколейная, опытный образец). Электростанция была
построена на раме списанного к тому времениатуре электротепловоза
ЭД-16. ЭСУ-О представляла собой четырехосный мотовоз, на который был
установлен тракторный дизель КДМ-100Б мощностью 100 л.с. Пуск дизеля
производился при помощи пускового карбюраторного двигателя. Передача
крутящего момента к осям осуществлялась посредством муфты сцепления
и пятиступенчатой коробки передач ЯАЗ-210, реверс-редуктора,
режимного редуктора (ходоуменьшителя) и осевых редукторов, ведущими
являлись все четыре оси машины. Машина опиралась на две тележки с
двухступенчатым рессорным подвешиванием и люлечной подвеской
шкворневой балки. Скорости передвижения электростанции в рабочем
режиме (при работе с ходоуменьшителем) – 0,8-6,4 км/ч, в
транспортном – 4,5-35,0 км/ч. Для питания путевой машины
электроэнергией на передней площадке был установлен синхронный
генератор трехфазного тока ЕС92-6С мощностью 50 кВт. Генератор
приводился во вращение от переднего фланца коленчатого вала дизеля
через эластичную муфту. Для снабжения путевых машин сжатым воздухом
и работы пневматических тормозов под полом кабины был установлен
компрессор, приводимый во вращение асинхронным электродвигателем.
Регулировка давления воздуха в системе осуществлялось по средствам
реле давления АК-11В. Электростанция была оборудована ручными и
пневматическими тормозами, для управления локомотивным тормозом был
установлен кран усл.№ 4ВК. Конструкция машины оказалась весьма
удачной и с незначительными изменениями применялась и на последующих
образцах электростанций до 1988 года. Опытная путевая машина и
самоходная электростанция поступили в эксплуатацию в
торфопредприятие Назия Ленинградского торфотреста. По
результатам испытания обе машины были рекомендованы к серийному
выпуску. В ходе испытаний для ЭСУ-0 был разработан комплект
навесного активного снегоочистительного оборудования УРС-0, который
испытывался на машине в течении нескольких зимних
сезонов. В 1965 году электростанция под индексом
ЭСУ1 пошла в серию. Ее выпуск был налажен на Губинском механическом
заводе Ореховского торфотреста. На серийных машинах
устанавливался двигатель Д-108 Челябинского тракторного завода,
максимальной мощностью 108 л.с. Внешне ЭСУ1 отличалась от ЭСУ-О
только кабиной с двумя лобовыми стеклами (вместо трех на ЭСУ-О) и
незначительными изменениями крышек капота. Некоторые электростанции
ранней постройки имели кузов с гладкими боковыми стенками, остальные
– с двумя продольными гофрами. С 1967 года на электростанции
устанавливались реверс и ходоуменьшитель более надежной конструкции.
Электростанции ЭСУ1 поставлялась поначалу в составе путевых
комбайнов УПК1 и УПК1М. В дальнейшем, по мере развития номенклатуры
выпускаемых путевых машин, электростанции поставлялись и отдельно.
ЭСУ1 может работать со всеми типами путевых машин, в качестве
мотовоза (реализуемое тяговое усилие при трогании с места в
транспортном режиме – 3500 кГс), снабжать электроэнергией различные
торфяные и лесозаготовительные машины, осуществлять аварийное
энергоснабжение поселков, депо и небольших предприятий. В 1968-69 годах было выпущено три
опытные машины ЭСУ1А. Основным их отличием от ЭСУ1 являлось то, что
воздухозаборник дизеля на ЭСУ1А расположили на капоте перед кабиной,
вследствие чего немного удлинили капот, а кабину сдвинули назад.
Расположение воздухозаборника снаружи кабины позволило избежать
сквозняков и снизить уровень шума на рабочем месте машиниста. Кроме
этого установлен более мощный компрессор ВВ0,7/8 для возможности
работы машины с узкоколейным путевым стругом УПС. Немного изменили
по сравнению с ЭСУ1 расположение органов управления в кабине
машиниста, в частности перенесли на левую сторону передней стенки
колонку ручного тормоза, изменили расположение кранов песочниц, для
отопления кабины установили электропечи. С 1975 года налажено
полномасштабное производство электростанций ЭСУ1А взамен ЭСУ1,
переход на серийный выпуск ЭСУ1А произошел в интервале №№
427-438. Электростанции ЭСУ1/1А выпускались с
1965 по 1980 год и имели сплошную нумерацию, их было выпущено не
менее 579 штук. В 90-е годы количество эксплуатирующихся ЭСУ1/1А значительно уменьшилось, и увидеть такую машину в работе в настоящий
момент довольно сложно.