Участковая автодрезина Уа Калужского машиностроительного завода
Главные железнодорожные
мастерские Сызрано-Вяземской ж.д. с ноября 1874 года осуществляли ремонт
паровозов, а с 1887 года ремонт вагонов. 1 октября 1929 года мастерские
были преобразованы в Паровозо-вагоноремонтный и автодрезиностроительный
завод. Сразу же на заводе началась
подготовка выпуска автодрезин. В начале октября 1929 года был построен первый
опытный образец автодрезины. Испытания проводились на линии
Калуга - Вязьма, Калуга – Москва, на скорости до 65 км/час. Расход топлива при
испытаниях составил в среднем 16 кг на 100 км пробега. С октября того же года были
организованы курсы “автодрезинщиков”. На 1930 год в плане было
построить: дрезины Уа-366 штук, СК-680 штук, СВ-17 и прицепы к
ним. Но завод не справлялся с планом
и только в IV квартале 1930 года выпущено Уа-135
штук, 65 прицепных вагонов Уп. Несмотря на это, на заводе
расширялась номенклатура выпускаемых дрезин, и зарождалось
мотовозостроение. С конца 1931 года началось
производство мотовозов 0-2-0 типа Мг. Дрезины Уа были предназначены для перевозки путейских рабочих и материалов
(на прицепах Уп) к месту работ. Найти точные данные, сколько же
их было произведено и когда их перестали строить, не удалось. Но можно предположить, что их
достраивали по 1946 год, пока им на замену не пришли автодрезины типа АС-1.
Количество построенных дрезин порядка 5-6 тысяч штук. Но даже если предположить, что их
производство из года в год было постоянно и узкоколейный вариант дрезины, что
находится в Переславском музее, имеет номер 4727 и год выпуска 1939, то
выходит, что их выпускали порядка 450-500 штук в год. Увы,
исчезли они очень быстро, как впрочем, и паровозы. Надо отметить, что все
дрезины и мотовозы довоенной постройки массово были списаны с поступлением
новой техники в 50-60-х годах, что было обусловлено прежде всего весьма малым
ресурсом автомобильных двигателей, которые не выдерживали режима эксплуатации
на железной дороге, где двигателям приходилось работать с максимальной
отдачей. Ходовые части автомобильного типа также не годились для тяжелой
работы на железной дороге. Очень долго стояли две дрезины Уа (2825 и …) в депо
ТЧ-1 Октябрьской дороги в Москве, и одна даже была зарезервирована для музея в
Шушарах, но руки до такой малости не дошли. Буквы «СССР», «Уа», держатели
поручней, буксы и рессоры одной из них были взяты на запасные части в
Переславль. Там же тогда можно было видеть и рамы прицепов к этим дрезинам –
Уп.
Конструкция дрезин была весьма примитивна. Рама была размером
4500х2000мм сваренная из швеллеров, использовалась заводом практически
для всех мотовозов, с небольшими изменениями, т.е. неким образом была
универсальной. Двигатель, коробка передач от автомобиля ГаЗ-АА. Для
смены направления движения в конструкцию дрезин был введен
реверс-редуктор, посредством которого и изменяли направление движения.
Привод от него к движущим осям осуществлялся посредством цепей.
Описания на дрезину узкой колеи пока не обнаружено. Диаметр колес у
узкоколейной версии был 500 мм. Кузов был деревянный, состоящий из
брусьев и обшитый листами железа. Есть фото в инструкции по
эксплуатации дрезин, где кузов обшит «вагонкой» вертикально, а не
горизонтально, как в музее. Но на всех остальных фото, можно видеть
лишь вариант, обшитый железом. Качество фото 30-х годов оставляет
желать лучшего и представляет собой больше ретуши, чем правды. Дрезины
широкой колеи не имели ни упряжи, ни буферов, ни пролетной тормозной
трубы, т.е. их нельзя было использовать в составе поезда. С прицепом
Уп, дрезина сцеплялась через тягу посредством «уха» и шплинта.
Узкоколейные дрезины имели стандартный упряжной прибор. На свое время
автодрезины сослужили огромную службу, заменив паровозы на ремонте
путей. Уже в марте 1930 дрезины первого выпуска подверглись изменениям.
С начала 1931 года был заменен прибор переключения реверса. С 1931 года
заводная ручка сделана съемной. С 1933 двигатель Форд, заменен на ГаЗ,
3-х скоростная коробка перемены передач заменена на 4-х скоростную
модели ГаЗ АА, осевые сборные муфты цепной передачи заменены литыми из
двух половин и карданное сочленение заменено звездочками с постановкой
цепи Галля в 10 звеньев.
Модель в TRS
Тип: модель
Авторы: Filatov14
Звук дизеля: свой
Звук тифона/свистка: свой
Подкузовная тень: есть
Скрипты: скрипт сцепки
Версия скрипта: 1.0
Прочие особенности: специальный груз для платформы Уп - путейский "хлам".