Электровоз ПЭУ2 Днепропетровского электровозостроительного завода
Со
второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на
типаж промышленных электровозов. Он предусматривал создание восьмиосного
двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных дорогах с шириной
колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989
году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый
электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского
погрузочно-транспортного управления «Средазуголь». Предполагалось заменить на
предприятии-заказчике ранее выпущенные тем же заводом односекционные
электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), ступенчатое регулирование
напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по системе многих единиц.
Особенностью подъездных путей данного предприятия являлось применение типов
рельсов не легче Р-43, являющихся тяжелыми для колеи 750 мм. Это обусловило
создание локомотива с кузовом, максимально использующим габарит Ту (ГОСТ
9720-76).
Секции
локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать
как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2
установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый
кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивидуальный,
каждая оснащена своим тяговым двигателем. Зубчатая передача - цилиндрическая,
односторонняя, прямозубая с передаточным числом 5,54. На каждой секции
установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного
регулирования напряжения на тяговых двигателях. Частотно-импульсный преобразователь
состоит из двух шестифазных регуляторов, каждый из которых работает на два параллельно
включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени
на 1/12 периода. Это снижает пульсации напряжения и тока, потребляемого из
сети, до допустимых пределов. Напряжение на тяговых двигателях регулируют
вручную, с помощью контроллера машиниста. Угол поворота главной рукоятки
контроллера задает частоту включения тиристоров
и, следовательно, напряжение на двигателях. Преобразователь выполнен
блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элементов и тяговых двигателей
от одного вентилятора-воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного
регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного.
Конструктивно каждые две фазы состоят из блока дросселей, в котором на
нагрузочном дросселе размещены два коммутирующих. В непосредственной близости
с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель
полупроводниковых приборов двух фаз.
Кузова
секций - вагонного типа, с одной торцевой кабиной машиниста, отделенной от машинного
отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и вентилятор-воздухоочиститель
размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслуживания. На
крыше каждой секции устанавливается по одному токоприемнику пантографного типа
ТЛ-14М. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления
преобразователем. Для обеспечения микроклимата локомотивной бригаде при
работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющимся
сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно
нехарактерно для подвижного состава колеи 750 мм.
На
электровозе предусмотрены электрическое реостатное торможение, при котором тормозная
сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения
тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.
Согласно
данным Днепропетровского завода, всего было построено три локомотива ПЭУ2: №
001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в
Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект
от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство составлял, в ценах
1990 года, 46 600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остановили
серийное производство этих локомотивов, которые,
без сомнения, можно назвать вершиной узкоколейного локомотивостроения в нашей
стране.
Модель в TRS
Тип: модель
Автор: ЭП10
Звук двигателя: от ЧС4Т
Звук тифона/свистка: от ТУ4
Подкузовная тень: есть
Скрипты: скрипт сцепки
Версия скрипта: 1.0
Прочие особенности: нет
Статус проекта: завершен.
Источник: книга "Наши узкоколейные тепловозы и электровозы".